Главная » Статьи » Разное

Организация учебной деятельности на уроках математики с использованием ИКТ через личностно-ориентированный подход, способствующий развитию п

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Ильмень муниципального района Приволжский Самарской области

Организация учебной деятельности на уроках математики с использованием ИКТ через личностно-ориентированный подход, способствующий развитию познавательной и творческой активности

Выполнила:
учитель математики высшей категории
ГБОУ СОШ пос. Ильмень
Мяснянкина Нина Петровна



2014

Математика, наряду с русским языком, являются определяющими компонентами системы современного образования, той основой, вокруг которой обращаются все остальные предметы общеобразовательной школы. Обучение математике возможно на базе реализации личностно-ориентированного подхода и использования ИКТ в качестве инструментария для достижения необходимого развивающего эффекта, которые направлены на развитие каждого ученика, на формирование индивидуальных способностей учащихся. Наряду с этой проблемой я перед собой поставила задачу: учить своих школьников рассуждать, учить их мыслить. Формировать культуру мышления на уроках математики, заинтересовать их математикой, привести к открытию математических фактов возможно только при условии использования различных педагогических технологий. Среди технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям являются деятельностные. Начав работу по обучению своих учеников самостоятельно и творчески учиться, я включила их в специально организованную самостоятельную деятельность. Для этого нужно было выработать у школьников мотивы к учебной деятельности. И это было началом моей двухлетней работы в новом направлении - организация 1этапа (самоопределение 2-3 минуты): 1) актуализирую требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); 2) устанавливаю тематические рамки («могу»); 3) создаю условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). Исходя из исследований психологов, неизмеримо больший стимул учения ученик получает в том случае, когда происходит положительное подкрепление, поощрение правильных действий ученика. Мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед и развития. Одной из перспективных форм формирования культуры мышления учащихся, развития творческих способностей личности является участие учеников во всевозможных предметных конкурсах, НПК и предметных олимпиадах. В нашей школе третий год ребята принимают участие в дистанционных олимпиадах, получают призовые места. Каждый год на научно-исследовательской конференции учащиеся представляют свои лучшие исследовательские работы. В этом году ученица 9 класса начала работать над темой: «Методы решения иррациональных уравнений и неравенств в курсе алгебры 8-9 класcов». В процессе исследовательской работы школьники сами ищут способы решения поставленной задачи, реализуют их, учатся обобщать полученные результаты, применять их для решения новых проблем. На внеурочных занятиях стараюсь в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по математике в 5 классе (Наглядная геометрия) дополняет обязательную учебную работу по предмету и прежде всего, способствует более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой. Внеурочные занятия с успехом используются для развития творческого мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики. Это благотворно сказывается и на качестве моих уроков. Продолжая работу по индивидуализации обучения учащихся, активно применяю и зачетную систему, а также активные формы работы (уроки КВН, уроки брейн - ринги, деловые игры, математические бои, создание проблемных ситуаций). Следующий пункт деятельностной технологии - это II этап (актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 5–7 мин). III этап (постановка проблемы 3–4 мин). Именно здесь необходимо соотнести свои действия с используемым способом действий, и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения и те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса. Организация IV этап (построение проекта выхода из затруднения 3–4 мин): 1) ставится цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения); 2) согласуется тема урока; 3) выбирается способ (дополнение или уточнение); 4) строится план достижения цели; 5) определяются средства – алгоритмы, модели, учебник и т.д. V этап (реализация построенного проекта 4–5 мин): ученики уточняют общий характер нового знания и фиксируют преодоление затруднения. VI этап (первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 5–6 мин). Организую усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи. VII этап (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 5–6 мин). Очень важно уделить особое внимание психологической комфортности.
VIII этап (включение в систему знаний и повторение для обеспечения содержательной непрерывности 5–8 мин). IX этап (рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока 2–4 мин). Ученики оценивают собственную деятельность на уроке; фиксируют неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; обсуждают и записывают домашнее задание.
Учитывая индивидуально-психологические особенности учащихся в учебно-воспитательном процессе, постоянно исследую мотивацию школьников к изучению математики.
Вот так, например, в прошлом учебном году мною было проведено анкетирование среди учащихся 8-9-х классов с целью изучения отношения учащихся к математике. Был опрошено 37 учеников. Обработка данных показала, что за два года уменьшилось количество учащихся, имеющих ситуативный интерес к предмету, сократилось число учеников, которые учатся по необходимости. Также возросло количество учащихся, проявляющих устойчивый интерес к предмету, и увеличилась численность учащихся, имеющих повышенный интерес к математике. Изучив результаты анкет, можно сказать, что внутренняя мотивация учащихся к изучению предмета математики повысилась, т.к. мною применялись различные технологии, в том числе деятельностные, они осуществлялись за счет различия в подходах и методах приобретения знаний. Таким образом, знания обучающихся будут результатом их собственного поиска, и задач.
Вы согласитесь, что ни одна технология для обучения мыслящей личности не может реализоваться без умелого использования современного инструментария. Использованием электронного инструментария в урочную и внеурочную деятельность я занимаюсь уже 10 лет. Начиная с 2003 года, я стала осваивать компьютерную компетентность, т.е. умение применять компьютерные технологии в педагогической практике. Окончила курсы по начальной компьютерной подготовки в рамках программы «Компьютеризации сельских школ», затем прошла обучение по программе «Интернет – технологии для учителя-предметника». В 2008 году была выделена на школу свободная линия с выходом в Интернет. Приобретался опыт по использовании данной технологии, который передавался другим педагогам через различные мероприятия, формы общения. Система моих уроков направлена, прежде всего, на то, чтобы мои ученики совместно со мной «творили» уроки, работали бы с полной отдачей сил. В процессе обучения меня всегда привлекают все новые и оригинальные формы, методы и подходы к изложению учебного материала, с целью увлечения школьников предметом, повышения эффективности освоения учебного материала, а современные информационные технологии позволяют учителю достичь более высокого уровня в обучении. Я считаю, что в нынешнее время, время вхождения в нашу жизнь информационных и коммуникационных технологий, просто необходимо использование новых технологий в обучении, ориентированных на развитие творческих способностей учащихся. Несколько лет моей работы с использованием информационных технологий на любом этапе учебной деятельности позволяют делать мои уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью. Поэтому методическая проблема, над которой я работаю последнее время и как учитель математики, и как руководитель методического объединения учителей математики и информатики, это – «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики через личностно – ориентированный подход, как средство повышения мотивации учения». Использование ИКТ на уроках математики позволит: усилить мотивацию и дифференциацию обучения; развить логическое мышление и пространственное воображение, алгоритмическую культуру, критичность мышления; привить навыки самостоятельной деятельности, т.е. формировать умение самостоятельно конструировать свои знания и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; повысить познавательный интерес к предмету; создать условия для самореализации личности во внеурочной деятельности; способствовать формированию ИКТ компетентности.
Информатизация в обучении является составляющей частью общей проблемы модернизации содержания школьного образования. Решение данной проблемы позволяет создать комфортные условия обучения, такие, при которых ученик почувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что сделает сам процесс обучения более продуктивным.
Мой кабинет оснащен мультимедийным проектором, ноутбуком. Имеется медиатека, беспроводной Интернет. С целью повышения эффективности современного урока математики я использую основные информационные возможности:
1. Программы – тренажеры(тренажеры: устного счета Бердыша; для 5 класса; графики функций), разрабатываю тесты, зачеты в приложении Microsoft Office Excel.
Использование компьютера позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. При этом практически неограниченно увеличивается количество тренировочных заданий; достигается оптимальный темп работы ученика; легко достигается уровневая дифференциация обучения; поддерживается интерес у ребенка, его активность на протяжении всего урока.
2. Мультимедийные диски фирмы «1С», «Физикон», издательств «Учитель» «Дрофа», «Кирилл и Мефодий». Все электронные издания обеспечивают многовариативность представления информации - текст, графику, звук, видео и применяются на уроках математики как дополнительные учебники, позволяющие осуществлять подготовку учителя к урокам, а также для подготовки учащихся к олимпиадам, конкурсам
3. Математические сайты сети Интернет. Математические этюды (http://www.etudes.ru)
Множество методических новинок, большая медиатека, книги, видео-лекции, занимательные математические факты, различные по уровню и тематике задачи, истории из жизни математиков помогают мне и моим ученикам окунуться в удивительный и увлекательный мир математики на сайте http://www.math.ru.Такие сайты, как http://www.exponenta.ru, Allmath.ru — вся математика в одном месте
http://www.allmath.ru,http://graphfunk.narod.ru,http://www.neive.by.ru, http://www.problems.ru, http://zadachi.mccme.ru, http://www.mathtest.ru, http://www.math-on-line.com, http://tasks.ceemat.ru, http://www.uztest.ru, http://eqworld.ipmnet.ru и др. помогают проводить уроки с использованием новых современных технологий, добиваться высоких результатов при обучении математике.
4. Мультимедийные презентации уроков в среде Microsoft Office PowerPoint.
В процессе своей работы я широко использую электронные презентации при объяснении нового материала, решении задач, повторении, контроле знаний.
Еще одна находка Mouse Mischief дает новые возможности работы в классе. Mouse Mischief интегрируется с Microsoft PowerPoint 2007 или Microsoft Office PowerPoint 2010, позволяя преподавателям создавать интерактивные презентации, которые увлекают каждого ученика в классе. До 25 учеников, каждый с помощью собственной мышки, отвечают на вопросы и рисуют на общем экране.
3 основных преимущества Mouse Mischief
1. Активное вовлечение учеников и поддержка совместного обучения
Mouse Mischief позволяет пробудить любопытство учеников, внедряя интерактивные технологии в процесс обучения. Учащиеся занимаются с удовольствием, отслеживая свои ответы на общем экране при помощи разноцветных курсоров мыши (например, робот, снежинка, гитара и многие другие формы). Работа в «командном режиме» способствует совместной работе – для выполнения задания все участники команды должны работать совместно.
2. Улучшение управления аудиторией и общей вовлеченностью учащихся
Больше не нужно ждать, пока все ученики поднимут руки: с Mouse Mischief ответы немедленно отображаются на экране. Mouse Mischief привлекает к постоянному участию всех учеников, даже самых стеснительных. Благодаря этому можно быстро оценить уровень усвоение материала, и, при необходимости, внести изменения в план занятий.
3. Простота использования и доступность решения
Mouse Mischief интегрируется в знакомую технологию PowerPoint, а значит нет необходимости тратить время на изучение новых приложений. Более того, можно подготовить учебные аудитории к проведению занятий Mouse Mischief без необходимости приобретать дорогостоящее оборудование. В большинстве школ уже имеется достаточное количество мышей, к тому же мыши и концентраторы USB широко доступны во всех точках продаж компьютерных принадлежностей.

Динамические элементы на слайдах повышают наглядность, способствуют лучшему пониманию и запоминанию учебного материала. Применение мультимедийных технологий на уроках повышает статус учителя, который идет в ногу не только со временем, но и с ребятами. Мною созданы, разработаны и используются электронные презентации по многим темам курса математики.
Преимущество современного урока математики в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией.
Применяя нетрадиционные формы урока и новые педагогические технологии, я добиваюсь, активизации познавательной активности учащихся, повышения эмоциональной насыщенности урока, которая помогает раскрыться способностям детей. Используя все возможности компьютера в современной школе, творческий учитель не только себе доставляет удовольствие и восхищение от таких многогранных уроков, но и своим пытливым ученикам, приобщая их к творчеству и познанию, тем самым переводя образовательный процесс на более высокий уровень!

Категория: Разное | Добавил: nina66-08 (12.11.2015) | Автор: Мяснянкина Нина Петровна E
Просмотров: 422 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar